| Главная | О КлубеНовости | Гостевая | Ссылки | Киоск | Разное

   

< назад

     
 

Страницы истории

   
       
       

 

Главная > Разное >> Страницы истории >>> Подводная война шведов

   

 

     
       
 
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В ТРАЛЕ.

 

Рыбаки с острова Кармой дали фору норвежскому и шведскому флоту.
   
 

     Бъёрн Братбак, Норвегия

   
 

перевод с норвежского Б.Н.Григорьев

   
 
Стиль и терминалогия авторские
 
 
 
Много лет подряд, в самом разгаре холодной войны, норвежские и шведские ВМС охотились за советскими субмаринами, которые якобы заходили в наши фьорды и внутренние воды. В результате, несмотря ни колоссальные усилия, ни одна русская подлодка так и не была пототена или поднята на поверхность. Хотя недостатка в крепких выражениях и угрозах со стороны шведских и норвежских политиков журналистов и морских офицеров не было.
 
Простые норвежцы и шведы, благодаря СМИ и высказываниям своих политических лидеров, особенно со стороны шведских офицеров ВМС, склонны были верить в то, что-русские постоянно посылали свои подводные лодки в заливы и фьорды. Никто не знал, что им там было делать, но теорий на этот счёт было много и самых фантастичных. Одна вещь объединяла странный и редкий союз политиков, журналистов и флотских офицеров: за всем за этим стояли русские, которые намеренно нарушали как шведские, так и норвежские воды. Насколько сильно было воздействие наших СМИ и политиков, показывают измерения общественного мнения, которые и тогда и сегодня управляют ходом дебатов в обществе. Впрочем и они в своей постановке вопросов не были свободны от этого влияния. Задним числом мы можем назвать случившееся психологическим манипулированием собственного населения.
Некоторое время спустя после охоты на подводные лодки в Согне-фьорде осенью 1972 г. опросы общественного мнения показывали, что 72% норвежцев считали, что внутри фьорда находилась иностранная субмарина. Десять лет спустя, после многих драматичных и расписанных в СМИ эпизодов с подлодками в Швеции, процент верящих норвежцев поднялся до 85%. Опросы общественного мнения продолжались. После того как норвежский ВМФ весной 1983 г. закончил вторую из крупных, но, увы, безрезультатную охоту на подлодку в Хардангер-фьорде, уже 95% норвежского населения полагали, что во фьордах оперировали советские подводные лодки.
 
Подводная лодка в Согне-фьорде, год 1972
 
В течение нескольких недель осени 1972 г. почти весь норвежский ВМФ, поддержанный частями НАТО, другими военными подразделениями Норвегии, включая части Гражданской обороны и даже полицию, осуществляли в Согне-фьорде охоту на то, что, согласно анализу, являлось иностранной субмариной. Политики и журналисты не заставили себя долго ждать, недостатка в умных и менее умных комментариях не было. Военный обозреватель газеты «Ставангер Афтонбладет» рассказал, что в Согне-фьорде находилась не одна иностранная и враждебная подлодка, а две: одна спокойно лежала на дне, а другая сбивала охотников с толку.
Через две недели интенсивной охоты активность на полтона упала. Норвежское правительство и министерство обороны заявили, что подлодка (или подлодки) из фьорда ушли. Эпизод оставил после себя странные и весьма живучие слухи. Якобы, норвежское правительство вмешалось в дело и позаботилось о том, чтобы нарушитель покинул невредимым Согне-фьорд, который один флотский офицер назвал крысиной ловушкой. Дольше всех жила и живёт байка, которая возникла у «Вашингтон пост» и согласно которой подлодка принадлежала ВМФ Польши и являлась одной из четырёх класса «виски».
Мы, норвежцы, любим находиться в центре внимания мировых СМИ, и несколько недель подряд нежились в лучах славы. Понятно, что «водяная феерия» в Согне-фьорде с точки зрения интереса к ней  СМИ, вполне может сравниться с Олимпиадой в Лиллехаммаре,  договоренностями в Осло или эпизодом с У-2 в 1960 г.
Политики и журналисты объявили, что эпизод в Согне-фьорде стал самым серьезным международным кризисом, который Норвегия не переживала со времен второй мировой войны, если конечно не считать случая с американским самолетом У-2, базировавшиеся на аэродроме в Буде и сбитым над Советским Союзом в 1960 г Министерство обороны классифицировало подводную лодку в Согне-фьорде с вероятностью на 98,8%! Газета «Дагбладет» вещала, что власти на 100% были уверены, что лодка была польской, а поскольку осенью 1981 г в Швеции объявилась «виски на скалах», тогдашний министр обороны Норвегии сообщил, что лодка в Согне-фьорде была того же класса
Иностранная подлодка в Согне-фьорде - этот штамп остался на все последующие годы во время и после холодной войны как «совершенно твердое доказательство» того, что хотя бы в данном конкретном случае было установлено присутствие субмарины восточного блока в норвежских водах Когда весной 1983 года произошел аналогичный эпизод в Хардангер-фьорде, то министр обороны ограничился констатацией вероятности присутствия иностранной подводной лодки в размере всего лишь 90% Никто из трех вышеупомянутых руководителей министерства обороны не были адмиралами, они были генералами Их военно-морские советники должны были обладать солидными убеждающими способностями.

 

Подлодки шведов.
Лишь в сентябре 1980 г шведы всерьез начали концентрировать свое внимание на иностранных субмаринах в своих внутренних водах Шведские моряки более трех недель безрезультатно охотились на то, что они предположительно считали двумя подлодками к югу от Стокгольма Использовались при этом глубинные бомбы Осенью 1981 года случился эпизод с советской подлодкой У-137, севшей на мель поблизости от военно-морской базы в Карлскруне После этого «перископная болезнь» распространилась по всей стране и намного превзошла нашу, более благоразумных норвежцев, реакцию. Весь братский народ по ту сторону хребта Къёлен охватил страх, умопомрачение, бессилие и твердая уверенность в том, что теперь русские подлодки взялись за Швецию Норвежское правительство солидаризировалось со шведским и проинструктировало своего посла в Москве о том, чтобы он воздержался oт присутствия на параде на Красной площади по случаю годовщины октябрьской революции
Через год, осенью 1982 года, на несколько недель была организована широкомасштабная охота в районе вокруг Хош-фьэрде Сценарий предусматривал настоящее шоу для СМИ Более 500 журналистов, включая многих норвежце, приехали туда в надежде узреть, как вынудят к всплытию русскую субмарину Но и на этот раз ничего не произошло, хотя было сброшено 36 глубинных бомб и взорвано 4 мины. Трое норвежских журналистов проявили такое усердие в поисках сенсации, что их схватили на закрытой территории, арестовали, допросили, осудили, оштрафовали и выслали из Швеции От этой маленькой детали в панораме новостей норвежские редакторы решили освободить своих читателей Случись, что случилось с норвежскими журналистами, с какими-либо другими профессионалами прессы, без первой страницы в новостях было бы не обойтись, даже если бы это конкурировало с новостями об иностранной лодке, глубинных бомбах, спецназе и угрожающими заявлениями политиков
После Хош-фьэрде шведское правительство создало комиссию для расследования деятельности иностранных подлодок, в которой особую активность проявил молодой депутат риксдага Карл Бильдт. Многие считают, что его участие в работе комиссии стало трамплином для его дальнейшей карьеры Так же как мы, норвежцы, серьезно расценили эпизод в Согне-фьорде, так и шведский премьер Улоф Пальме поступил с эпизодом в Хош-фьерде, назвав его серьёзнейшим событием в политике безопасности в новейшей истории.
Комиссия подала отчет о проделанной работе в апреле 1983 г. и сделала вывод о том, что, по крайней мере, 6 советских подлодок нарушили шведскую границу в Хош-фьерде и в других частях шхер в районе Стокгольма. Был вызван на ковёр советский посол в Стокгольме, которому вручили ноту протеста шведского правительства. Хотя протест в ноте был выдержан в довольно резких тонах, особенно с учетом того, что предназначалась она добрососедской стране, но по сравнению с тем, что писали в шведской прессе, что говорили политики, особенно консервативного толка, или шведские морские офицеры, это были цветочки. Шведский посол в ООН Андерс Ферм получит задание повлиять на «влиятельных» русских так, чтобы нарушения шведских территориальных вод прекратились. От имени Пальме посол угрожал, что если нарушения не прекратятся, то шведы взорвут подлодку - пусть тогда русские смотрят на трупы своих моряков, плывущие по волнам.
 
 
Империя зла.
 
Резкие выражения стали в ходу и в нашей стране. Один из наших адмиралов, сочинивший книгу о нарушениях подводными лодками морских границ, дал ей название «Шведская чертовщина». В предисловии к книге он написал, что на все ути нарушения имелся лишь один ответ: «Немилосердно топить всякую обнаруженную поонодку, которая без разрешения заходит в наши воды. Это возможно. До сих пор просто не хватало политической воли». Опросы общественного мнения, проведенные осенью 1983 г.. полностью поддерживали адмирала. 86% населения считало, что наши военные должны бороться с нарушителями всеми возможными средствами. Опросы между тем были не совсем свободными от предвзятостей. Они начинались следующим образом: советские подлодки арушают границы наших вод.
Отношения между Советским Союзом и нашей страной в то время осложняли не только сообщения об иностранных субмаринах в норвежских и шведских водах. В январе 1984 г. по обвинению в шпионаже в пользу советского Союза был арестован заведующий отделом МИД Норвегии Арне Трехольт. Началось раскручиваться крупнейшее послевоенное шпионское дело, наделавшее много шума и привлекшее пристальное внимание общественности. Десять дней спустя после ареста Трехольта правительство выслало из страны 10 советских дипломатов, а 20 дней спустя двое сотрудников МИД Норвегии были объявлены персонами нон грата в Советском Союзе.
Отношения между супердержавами США и СССР тоже находились иа низком уровне. Ситуация не была такой угрожающей с момента Кубинскою кризиса в 1962 г. На религиозном митинге президент США Рональд Рейган назвал советское государство империей зла и когда он обратился с молитвой к господу Богу,  назвал русских фокусом зла в современном мире.
Рыбаки, моряки и прибрежное население Норвегии постоянно искали русские субмарины, сообщений на этот счет в штаб ВМС было немало. К чести норвежского флота можно сказать, что обращение с этими сообщениями было безупречное И хотя большинство сообщений были ошибочными, морякам удалось сохранить отношения доверия со многими бдительными наблюдателями вдоль нашего побережья. Население чувствовало, что моряки воспринимают их наблюдения серьезно и давали им серьезные оценки.
В середине июня 1984 г. через южный участок пролива Кармсунд проходило большое советское пассажирское судно «Одесса». Рассказы о том, как русские прячут свои субмарины под большими надводными кораблями, возможно, возбудили у жителей островов фантазию, потому что от них сразу стали поступать сообщения о похожем на субмарину объекте, находящемся в непосредственной близости от теплохода. Во время стоянки «Одессы» в Стур-фъерде близ Олесунда также наблюдался мистический предмет около 25 м длинной, следовавший в фарватере теплохода. Были сделаны фотографии, и полицеймейстер Стейнар Ставдаль,  лично познакомившийся с фотоснимками, в интервью "Вердене Ганг» заявил, что для него тот предмет выглядел похожим на субмарину. Полицеймейстер однако подчеркнул, что не является экспертом по этому вопросу. Сообщения и фотографии были тщательно изучены военно-морскими специалистами в Ставангере, которые несколько дней спустя сообщили, что предположительная подлодка оказалась катером местного сообщения.
 
Рыбаки с островов Кармой вступаю в бой.
 
В это самое время, когда отношения между Норвегией и СССР характеризовались скепсисом, страхом п подозрениями в самом худшем, что можно было придумать, 38-летний рыбак Унар Гудмундсен и его коллеги - брат Ханс Оддвард Гудмундсен, 30 лет и Фредрик Фредриксен из Ведавоген, Кармой, 32 лет - тралили рыбу в норвежской экономической зоне к западу от Утсиры на баркасе «Бентин» длиной 80 футов. Шкипер Унар был квартирмейстером и системе морской самообороны и был наслышан об историях и теориях, ходивших по поводу действий советских подводных лодок. Он слышал о случаях, когда русские подлодки попадали в тралы к норвежским морякам. За последние годы случались и эпизоды, когда рыбаки, вследствие контакта с предполагаемыми советскими подлодками, теряли тралы и уловы. Буквально в феврале того же года в советском фарватере бли Мурманска траулер «Весттинд» зацепил советскую подлодку, которая спустя какое-то время освободилась от сетей самостоятельно. За несколько лет до этого в Бёмла-фьорде креветочный траулер «Несой» поймал в трал норвежскую субмарину «Свеннер». «Несой» со страшной силой потянули кормой вперед, потом поперек, и траулер чуть не перевернулся, если бы на подлодке вовремя не почувствовали что-то неладное.
В марте 1984 г. Унар и его товарищи поймали по радио сообщение, что датский фаулер «Ане Кристине» в 8 милях к северу от Скагена затянула вглубь проходившая испытания только что спущенная с верфи германская подлодка. Траулер исчез под водой на глазах у другого рыболовного судна, находившегося рядом. Все трое рыбаков на «Ане Кристине» погибли вместе с судном.
После ловли рыбы в течение нескольких дней в Северном море шкиперу Унару захотелось поспать, и утром во вторник 19 июня он передал штурвал брату Хансу Оддварду. Вокруг плавало несколько траливших воду «рыбаков». Позиция судна была 59° 34' N и 3°24' Е в 60 морских милях от островов Кармой. Трал волочился в 700 м за судном на глубине 200 м.
Унар заснул так, что его пришлось в половине восьмою разбудить и сообщить, что трал за что-то зацепился. Ничего необычного при тралении в этом не было, но в таких ситуациях шкипер должен находиться у штурвала. Первое, на что обратил внимание Унар. были траловые флажки, которые, вместо того чтобы уходить резко вглубь, торчали горизонтально. Он понял, что зацеп был не совсем обычным, какой бывает на грунте - тут было что-то другое. Поскольку Унар давно уже перестал верить в морских драконов и Моби Диков, он сразу подумал о подлодке, пойманной в трал. Никакой подводной лодки на поверхности моря не было видно, но вокруг было туманно, и видимость была плохой.
Некоторое время спустя флажки начали выпрямляться и натягиваться и показывать вниз. "Бентин" сильно тянуло баком вперед. Теперь хороший совет был бы кстати. Твёрдой рукой Унар включил тормоза, но так, чтобы давление на флажки не было слишком сильным. Тонкий трос натянулся как струна. «Бентин» продолжало тянуть со скоростью 3-6 миль в час. Нужно было держать судно так, чтобы трос был на линии с ахтерштевнем. Если судно развернулось бы бортом поперёк, то его сразу затянуло бы в глубь моря.
Внутри Унара проснулись страх и злость. Злость, потому что подлодка не всплывала и не подавала опознавательных знаков. Мысли крутились вокруг семьи. У всех трох дома были жены и дети. Первое, что было сделано, это подготовлено два спасательных плота и неусыпно следили за натянутым тросом траулера, чтобы обрезать его, когда ситуация станет критической. Унар вызвал по радио пограничное судно «Лаффурд», которое находилось где-то неподалёку. Пограничники подтвердили приём и пообещали прийти на помощь. Потом начали поступать обращения прямо из военно-морского штаба в Ставангере. В частности, рыбакам сказали, что НАТОвских подлодок в окрестности не было, так что в трал попалась субмарина Варшавского блока. Штаб предложил, чтобы освободиться от лодки, обрезать трал.
Это поставило шкипера и членов команды перед трудной дилеммой: терять трал, когда ещё не было доказательств, что причиной беды была подлодка. Страховое общество вряд ли покроет убытки. А если  трал не обрезать, и всё кончится плачевно, то страховая компания обвинит их в том, что не последовали рекомендации штаба ВМС, и уйдёт от ответственности. Экипаж «Бентина» состоял из потомственных рыбаков, первое судно с названием «Бентин» было построено ещё прадедом Унара на стыке 19 и 20 столетий. Нужно было показать себя достойным традиций отцов и дедов - у Унара была профессиональная гордость. Они обсудили ситуацию и согласились со своим шкипером: подлодка должна всплыть, уж «Бентин» позаботится об этом!
Пошли горячие часы и минуты. На борту «Бентина» делалось всё, чтобы не поставить судно бортом поперёк курса. Дважды они были близки к этому. К тому же стали раздаваться звонки по телефону от военных и журналистов. Многие узнали о критической ситуации, возникшей в западной части моря. Очевидно, кто-то с находившихся поблизости рыболоецких шхун позвонил в редакцию газеты. Среди звонивших была газета «Хаутесунд Авис», которой захотелось узнать детали происходящего. Опять Унар подумал о семье, и он решил позвонить жене Греете. Она знала о несчастном случае с датским траулером, произошедшем за несколько месяцев до этого. Нужно было успокоить её и попросить позвонить жёнам двух других членов экипажа.
 
Пограничная стража прибывает.
 
Постепенно количество телефонных звонков увеличивается, и Унару всё больше приходилось отвлекаться от управления ботом на разговоры. Через час на месте появился пограничный корабль «Лаффорд». Он сбросил 5 глубинных бомб - международный признанный сигнал о том, чтобы подлодка всплыла и идентифицировала свою принадлежность, но лодка не всплывала. Она то и дело меняла курс, чтобы освободиться от трала. Для Унара и его экипажа казалось, что капитан субмарины использовал любое средство, чтобы только затянуть «Бентин» под воду. Унар страшно разозлился на русских, не уважавших морские традиции и не принимавших во внимание возникшую на море опасность. Это не вписывалось и в его опыт общения с русскими рыбаками. Русские обычно вели себя корректно и были хорошими моряками. А здесь было всё иначе. Создавалось впечатление, что капитан субмарины совсем отчаялся освободить лодку из трала и во что бы то ни стало отказывался от всплытия на поверхность. Унар чётко понимал, что подлодка находилась на задании, которое надо было выполнять скрытно. Ему пришли в голову сообщения о визитах субмарин в норвежские фьорды, о нефтепроводе, который планировалось построить к Коштё - может это подвигло русских на подводные исследования?
Поскольку взрывные сигналы не подействовали, Унар с товарищами начал готовить свои меры. Впереди на баке лежал якорь «Бентина». А что если прикрепить якорь к натянутому тральному тросу, идущему к подлодке и сбросить якорь через борт? Якорь со страшной силой ударит подлодку, напугает команду, и лодка образумится и всплывёт? Пока шла подготовка к использованию этого оригинального оружия, ситуация изменилась.
Пока в течение 2,5 часов шла борьба с подлодкой - почти как при ловле лакса - и обращалось внимание на то, чтобы не поставить бот поперёк курса, стало заметно, что бороться с лодкой стало легче. Они посмотрели на трос, и увидели, что он все заметнее принимал горизонтальное положение. И вдруг в сотне метров сзади «Бептина» они что-то увидели на поверхности. Сначала нечто, похожее на перископ, потом появилась башня,а в конце - окрашенная в черный цвет лодка. Унар сразу отметил, что лодка принадлежала классу «Виски». Он сообщил об этом на «Лаффорд», а тот сразу доложил в штаб Пограничники ответили, что иностранная подлодка не идентифицирована, что повергло усталого, но гордого Умара в стояние раздражения. Ему не нужно было запрашивать подтверждение Центра на то, что лодка была класса «Виски». За длинную службу в гражданской обороне он хорошо узнавал как силуэты, так и специальные опознавательные знаки советских субмарин. Плевал он на бюрократические манеры министерства обороны.
Пограничники на «Лаффорде», словно журналисты, усердно работали фотокамерами. Прямой контакт с советской подлодкой, пойманной в трал норвежского рыбака! Фотопленка скоро кончилась. Унар обычно брал с собой фотоаппарат, а тут забыл дома. Скоро над лодкой появился вертолет и тоже стал всё снимать на пленку.
Подлодка продолжала оставаться на плаву, на палубе и на башне появились люди. С «Лаффорда» спустили шлюпку, а с подлодкой начали переговариваться по мегафону. На подлодке отвергли предлагаемую помощь и заявили, что сами освободятся от трала. Общение шло на немецком языке, но некоторые потом рассказывали, что слышали и норвежский. Русские моряки возились с тралом более часа, а потом спросили, могут ли они обрезать тросы. Унар ответил категорическим отказом. Трал стоил около 70 тыс. крон, и лишаться его не хотелось. Капитан подлодки отнёсся к этому с пониманием, и работа по освобождению из трала продолжилась. В конце концов капитан попросил норвежцев помочь, и с «Лаффорда» спустили шлюпку, но прежде те подошли к тралу, русские уже освободились. Подлодка пошла курсом на северо-запад в надводном положении. «Лаффорд» шёл за ней следом, пока она снова не погрузилась. «Лаффорд» вернулся на свою главную базу Хоконсверн рядом с Бергеном.
На борту «Бентина» почувствовали облегчение и гордость. Они спасли трал и баркас, и они сделали то, что не удавалось ни норвежскому, ни шведскому ВМФ. Им удалось вынудить советскую подлодку всплыть - такого в истории ещё не было никогда. По на «Бентине» некогда было расслабляться. Вокруг была масса журналистов. «Хаугесунд Авис» нанял самолёт, чтобы наделать побольше фотографий, но он место аварии не нашёл. Унару, чтобы уточнить позицию, из редакции несколько раз звонили, но всё было напрасно, на месте происшествия самолёт так и не появился.
Три дня спустя рыбаки вернулись домой. В порту их ждали три огромные букета цветов. Унар пытался выяснить, от кого, но так и не выяснил. Полгода спустя министр обороны Андерс Шастад направил Унару благодарственное письмо.
 
Советская подлодка С-277.
 
Советская подлодка по терминологии НАТО принадлежала к классу «Виски». Она имела бортовой номер С-277. принадлежала 22-й бригаде подводных лодок и вышла в поход в Северное море несколько дней тому назад с базы в Лиепае, расположенной в нынешней Литве. Командиром лодки был 30-летний капитан-лейтенант Владимир Фролов. На лодке был экипаж в составе 54 человек.
Лодки класса «Виски» начали строиться в 50-е годы, всего советский флот построил 235 таких судов как для собственных ВМС, так и на экспорт, к примеру, для флотов Албании. Болгарии, Китая, Египта, Индонезии, Сев. Кореи, Кубы и Польши. В 1984 г. в Балтийском флоте насчитывалось 17 подлодок этого класса, в то время как у поляков было 4. Водоизмещение лодки в надводном положении составляло 1080, в погруженном состоянии - 1350 тонн, а в длину достигала 75 метров. Два дизельных двигателя по 4000 л.с. каждый давали возможность развивать в надводном положении скорость до 18 узлов. Два электродвигателя, работавших на батареях, давали возможность в погруженном состоянии скорость до 14 узлов. С-277 была построена на верфи «Красное Сормово» и тогдашнем Горьком, ныне Нижний Новгород, спущена на воду в 1955 г. В целом С-277 была стандартным исполнением укачанной модели класса «Виски». Потом ни ней смонтировали вариант сонарного прибора МГ-10, отличавшийся от старого и наиболее используемого прибора «Феникс»,
Лодки этого  типа задолго до эпизода с «Бентином» считались давно  устаревшими
С эхтим типом лодки общественность  познакомилась благодаря знаменитому эпизоду с С-363
(У-137) под Карлскруной в октябре 1981 г. На русском флоте этого эпизода стыдились, он опозорил честь моряков, и С-363  презрительно назвали «Шведским комсомольцем», а сам тип подлодки - «подводным велосипедом»,
Когда 19 нюня капитан-лейтенант Фролов в половине десятого утра пo русскому времени почуствовал, что подлодка  за что то  зацепилась, находясь на значительном расстоянии от базы, он понял, что дело серьезное. Он дал команду осторожно всплыть, и через перископ увидел два рыбачьих баркаса. За один из них лодки должна была зацепиться. Он решил попытаться освободиться от пут трала. Лодка погрузилась и стала маневрировать. Сам капитан был далек or мысли нанести ущерб рыбакам, с чем Унару Гудмундсену было трудно согласиться, Фролову не хотелось сдаваться даже и после того, как он услышал сигнальные взрывы на подьем лодки. Он находился в международных водах и сам определял, что для него было лучше. Головокружительные маневры продолжались несмотря на то, что они мало помогали. После нескольких часов напрасной борьбы батареи стали садиться, и двигатели теряли силу. Ничего другого, как всплывать, не оставалось. Была послана телеграмма в штаб, а оттуда в Москву. Хороший совет стоил дорогого. Ему хорошо  было известна судьба капитан-лейтенанта А. Гущина, который тремя годами раньше сел на мель в Швеции. Его карьера подводника была неожиданно прервана.
И теперь капитан-лейтенант Фролов находился в аналогичной ситуации. И он решил не «раскрываться» перед норвежцами. Он решил не показывать флаг и не вывешивать табличку с бортовым номером лодки. С 60-х гг. в советском флоте изменили практику и не рисовали номера и буквы на башнях субмарин, а вешали таблички, когда находились в надводном положении или в портах. Когла к нему обратились норвежские пограничники, он дал команду вступить с ними в переговоры своему офицеру, говорившему по немецки.
На С-277 сразу начались работы по освобождению oт трала, который запенился двумя тросами за корму лодки. Один трос зацепился за аварийный люк, а другой - за причальный крюк ахтерштевня. Сначала хотели тросы обрезать, но оказалось, что это не просто так сделать. Но Фролов не хотел уже причинять норвежцам больше ущерба, чем это было уже сделано, и отдал приказ тросы не резать. Некоторое время спустя русские сами освободились от трала и взяли курс на норд-вест. Фролов был доволен чем, как им удалось освободиться от трала, не причинив рыбакам вреда. Субмарина должна была некоторое время побыть на поверхности, чтбы подзарядить батареи.
Фролову было важно узнать, как оценили эпизод в главном штабе флота в Москве, Всё обошлось, и карьера его не пострадала. Теперь он уже уволилися из флота и работает на «гражданке» в Скт. Петербурге. Часто он вспоминает, как попал в сети к норвежским рыбакам, и рассказывает своему сыну, курсанту военно-морского училища, о том, каково было офицеру-подводнику во времена холодной войны и как он угодил в сети рыбаков.
 
Мировую сенсацию погасили
 
Истории о том, как подлодка была поймана норвежскими рыбаками, обошла весь мир. Унар долго еще получил об этом газетные. По каким-то причиним история не получила большой огласки в Норвегии. Даже Унар, рассерженный на поведение командира русской поллодки, вёл себя сдержанно и не рассказывал о том, как драматично он пережил этот эпизод. Он не хотел раздувать страх и недоверие к Советскому Союзу и умал также и о том, что будет с капитаном.. Ему не  хотелось бросать еще один камень в сумку его вины и прикладывать руку к его возможной ссылке в Сибирь.
Главный морской начальник и штабе в Ставангере, контр-адмирал Рольф Э.Педерсен, тоже высказывался осторожно и дипломатично. Он не сомневался, что такой подлодке «попадание» в сеть заметить можно сразу. Газете «Вердене Ганг» он заявил, что советская подлодка, заметив, что за что-то зацепилась, должна была остановиться и всплыть на поверхность. Он объяснил, что вероятно имелись законные процедурные ограничения, которые не позволили лодке всплыть сразу. То, что лодка с баркасом на тросе немного погуляла, он назвал эпизодом на грани фола.
Много лет спустя, после падения «железного занавеса» и распада СССР, Унар побывал в Таллине в ставшей самостоятельной Эстонии. Он входил в состав рыболовецкой делегации и должен был встречаться со своими эстонскими коллегами. Во время обеда один эстонец напомнил об истории о том, как во время холодной войны советская субмарина попала в трал к норвежскому рыбаку. Он следил за реакцией норвежцев на историю, которую хорошо знали в Эстонии. Но эстонцам не удалось «проехаться» за счёт русских: когда директор норвежского директората рыболовства услышал вопрос, то показал большим пальцем на Унара. Вот там сидел рыбак, который поймал в сети добычу, ставшую мировой сенсацией.
 
Иные времена.
 
С тех пор как «Бентин» поймал в свои сети советскую подводную лодку С-277, многое изменилось. Холодная война закончилась, железный занавес пал. Отношения между нашей страной и восточным соседом таковы, что можно предпринять попытку кри­тического анализа рассказов о т.н. нарушениях советскими подводными лодками наших границ, не рискуя попасть в неугодные в собственной стране. Да и страшные русские, сами пострадавшие от советского режима, демонстрируют акты примирения. Типичной иллюстрацией этого является, например, то, что один из двух сотрудников МИД Норвегии, Ойвинд Нордслеттен, объявленный в связи с делом Трехольта персоной нон грата в Советском Союзе, с 2000 г. опять работает в Москве.
Нашим политическим лидерам, журналистам и отдельным офицерам сознательно или бессознательно удалось вдолбить те рассказы в сознание всего населения. Больше всего здесь виноваты журналисты и эксперты разных исследовательских институтов. Вместо того чтобы задать критические вопросы, они без всяких зазрений совести приняли участие в распространении россказней, не имевших под собой, как выясняется, никаких оснований. Журналисты и эксперты создали живучий миф. Отдельны. представители СМИ, к примеру, НРК, в своём усердии без всяких на то оснований попытались увязать русскую подводную активность с трагическими морскими авариями в наших водах (в т.ч. «Гаул» и «Утвик Сениор»).
Два исследователя, названные ведущими специалистами северных стран по подводным эпизодам, должны быть названы по имени. Они оба шведы: доцент Лундского университета Вильхельм Агрелль и профессор норвежского института Мира (ПРИО) Ула Тунандер. Оба эти учёные положили свои знания на алтарь подводных мифов и почитались как среди шведских, так и норвежских специалистов по вопросам безопасности почти как гуру. По мере того как у шведов не ладились дела с доказательствами подводных нарушений и иссякала вера в них, а на руках оставалась лишь горстка следов на грунте непонятного до сих пор происхождения, эксперт 80-х гг. Вильхельм Агрелль вдруг погрузился в странное молчание.
Что касается Улы Тунандера, то тут дело обстоит иначе. Осенью 2001 г. он опубликовал книгу «Залив Хошфьэрден - тайная подводная война против Швеции». Из неё явствует, что Тунандер нашёл, что «доказательства» против СССР были выдуманы или искажены, а некоторые высокопоставленные шведские военные систематически утаивали или засекречивали факты, свидетельствующие в пользу противоположной версии. Подводные лодки в Хошфьеорде, чуть не потопленные шведским ВМС с больщой степенью вероятности принадлежали США, а охота на лодки была частью психологической войны против Швеции.
Вокруг книги в Швеции возникла дискуссия и обстановка публичной казни. В нашей стране она была встречена более-менее безразлично, хотя уже в апреле 2000 г она с помпой была заявлена на семинаре в Норвежском Нобелевском институте. Датчане оказавшиеся на периферии мировой подводной тусовки, послали в Осло тележурналистов чтобы взять у Тунандера интервью. Уже в марте 2000 г. он давал интервью датской газете «Политикен» и со ссылкой на норвежскую разведывательную службу заявил, что подводная лодка в Хошфьеорде была отнюдь не советской. После выхода книги источник цитирования стал «высокопоставленным норвежским чиновником», а лодка американской. Год спустя, в октябре 2002 г., Тунандер в газете «Дагенс Нюхетер» помещает статью под заголовком «Глава МИД Норвегии разоблачает США». В ней он называет своего анонимного источника информации. Вызывало только сожаление, что источник, в высшей степени респектабельный чиновник, умер в 2001 г. в возрасте 82 лет и не был в состоянии ни подтвердить, ни опровергнуть комментарий Тунандера. Газета "Дагенс Нюхетер» сообщила читателям, что автором статьи был норвежский учёный по проблемам мира Ула Тунандер. Значит, и нечего было волноваться - ведь эксперт был не шведом!
Насколько повышает степень правдоподобности книги выраженная в предисловии благодарность автора Учёному совету Норвегии, не известно. Учёный Совет опровергает версию о том, что он помогал автору книги. Институт исследования проблем мира за период с 1993 по 2001 гг. между тем принял от совета более 68 миллионов крон Директор института Стейн Тённессон, который в книге выступает как объект благодарности автора, в связи с выходом книги дал интервью, в котором сказал, что прочитав книгу, трудно поверить, что подлодки пришли с востока. Прежний директор Йохан Гальтунг верил в это: когда шведы в 1985 году обнаружили советские подлодки прямо перед окнами королевского дворца, он писал: «Самым надёжный местом для базирования ракет с ядерными боеголовками для советского Союза является Стокгольм...»
 
Дискуссия в Норвегии.
 
Среди норвежских офицеров существуют разные мнения о т.н. нарушениях норвежских вод советскими подлодками. Эта разница мнений в большой степени объясняется системой секретности Министерства обороны, лояльностью офицеров по отношению к службе и требованиями воинской дисциплины. Что касается секретности, то автору этой статьи так и хочется упомянуть, что во время недавнего пребывания в Петербурге ему было легче добыть информацию о командире подлодки и командире его бригады в 1984 году, нежели в собственной стране узнать, кто из морских офицеров командовал пограничным судном «Лаффорд» во время эпизода с «Бентином».
Когда Унар Гудмундсен некоторое время спустя обратился к военным с просьбой дать ему несколько фотографий, снятых во время драматической борьбы траулера с субмариной, то они прислали ему несколько снимков, показывающих «Бентин» на большом расстоянии, а не те снимки крупным планом, которые они разослали во все СМИ. Для расшифровки эти фотографии направлялись даже в США. Американцам, действительно, конечно же было интересно взглянуть на С-277, а зачем это нужно какому-то Унару?
Редактор собственного журнала норвежских военморов «Ношк Тидскрнфт фор Шёвесен» с 1993 г. предоставляет страницы журнала для статей критического содержания о подводных нарушениях, благодаря чему на страницах журнала возникла хоть какая-то дискуссия.
Контр-адмирал Уле К. Томесен один из немногих, кто публично выразил свои сомнения относительно обьектов охоты норвежского ВМФ. Этот же адмирал с 1993 г. здорово разозлил шведов, когда он был командующий ВМС в Северной Норвегии и в интервью тележурналистам заявил, что верить в существование иностранных субмарин во фьордах - это все равно, что верить в рождественских гномиков или НЛО. Его коллега Kонтр-адмирал Бъярне Гримсгведт, командовавший в 1972 г всеми оперативными силами ВМФ в Согне-фьорде, а позже ставший генеральным инспектором ВМС, в 1993 г заявил в интервью вышеупомянутому журналу, что тогда так и не удалось внести ясность в вопрос о наличии какой бы то ни было подводной лодки В апреле 2000 г контр-адмирал в интервью газете «Афтенпостен» был еще более категоричен в своем высказывании Газета первой в Норвегии на первой странице сообщила тогда, что в 1972 г военные охотились 16 суток за подлодкой, которой никогда не было. И хотя эта новость основывалась на широкоформатном интервью с контр-адмиралом Гримстведтом, газета посчитала его таким противоречивым, что прежде чем его напечатать, обратилось за разъяснением в Главное командование обороной. Еще в 1997 г в книге, вышедшей под патронажем Института оборонных исследований утверждалось, что МО Норвегии классифицировало эпизод с подлодкой в Согне-фьорде как  100 % достоверный с точки зрения ее обнаружения
Становится понятным, что благодаря своим тесным связям с МО именно «Афтонпостен» в августе 2002 г вышла сенсационной новостью о том что военные «обманулись» на косяке рыбы. Газета поведала своим читателям, что военные давно уже столкнулись с проблемами шумов в море. Пока они не убедились, что шумы производят рыбы, военные верили, что имели дело с субмаринами. Газета написала, что эти шумы заблокировали у военных все системы прослушивания. Эта сенсация была надежно спрятана в многочисленных столбцах газеты. Может быть, газета чувствовала смущение? Как норвежские, так и шведские газеты уже сообщали не один раз о том, как военные Швеции в феврале 1995 г припяти звуки от выдр и рыбных косяков за шумы двигателей субмарин.
Еще ни разу ни шведам, ни норвежцам не удавалось поднять на поверхность ни одной советской подводной лодки или представить надежные доказательства их присутствия в наших водах Сомнения становятся все более сильными как у нас так и в Швеции. Только рыбакам с островов Кармой удалось поймать и поднять советскую подтолку С-277 на поверхность моря. Непревзойдённый мировой результат. К сожалению, резонанс от этого рекорда был приглушен. В официальном отзыве пограничной охраны говорится «В деиствительности эпизод не был уж таким драматичным, потому что в то время вдоль нашего побережья постоянно ходили советские подлодки. «Лаффорд» добился вспытия лодки согласно международным правилам и оказал ей помощь при освобождении от трала. Короткая запись в судовом журначе и еще одна страница из многосторонней деятельности пограничников … »
В радиопрограмме осенью 1992 г тогдашний генеральный инспектор ВМС контр­адмирал Ч. А. Прютц дал интервью о подводных нарушителях и специально сделал акцент на эпизоде в Согне-фьорде Он начал свой рассказ со ссылкой на ибсеновского героя Терье Вигена, чтобы обосновать необходимость поддержания морских коммуникации с Европой и остальным миром. Он сказал, что верит в существование подлодки в Согне-фьорде, но оговорился, что о ее принадлежности ему ничего не известно Но уж если это была субмарина класса «Виски», то она пришла конечно же либо из СССР либо из Польши, сказал адмирал. Вот так мы, общественность, и будем уповать только на то, что сказал нам адмирал.  Только рыбакам с «Бентина» удалось представить стопроцентные доказательства - правда, в международных водах.
Скоро интерес к подводным нарушителям переместится в область сказок Все произоло так, как и должно было случиться. МО увеличило бюджеты, политики и учёные попали в центр внимания публики, а СМИ увеличили тиражи. А народу нужен образ врага, как заявил в радиоинтервью один из руководителей разведслужбы Норвегии. Он между прочим сказал что тогдашняя русская подводная деятельность в наших водах была в высшей степени преувеличена.
Адмирал Прютц использовал персонаж из произведений Ибсена для того, чтобы украсить своё интервью для радиослушателей. Автор тоже хочет сделать так же, как адмирал:
 
Случилось всё, как надо
И лучше не могло быть,
Спасибо тебе, Боженька!
 
   
 

 

   
       
       
       

< назад

| Главная | О КлубеНовости | Гостевая | Ссылки | Киоск | Разное

   
 

 

   
 

© 2005 Copyright  Санкт-Петербургский Клуб Моряков-подводников

   
   

 

   


Сайт управляется системой uCoz