|
Как успеть на Новый
год
«Военная форма придает человеку
мужественный вид и романтичность»
(А.П.Русанович «О воинском этикете
и культуре поведения» Севастополь 1981 год)
Что сделали бы вы, если до Нового года осталось совсем ничего, вокруг
тундра, до дома километров двенадцать и никаких шансов на транспорт.
Задумались? Ничего задачка?
Мне всегда казалось, что метеослужба Северного флота специально размещена
в аэродинамической трубе. Чтобы моряки не спали. Представьте: на улице
солнце, ни ветринки, а по флоту растекается сигнал «Ветер-3». Чуть
подуло-все, жди «Ветер-2», а то и «Ветер-1». А с получением этого сигнала
весь экипаж должен шмелем нестись на корабль хоть с унитаза, хоть из
постели любовницы. Готовиться к выходу в море. Как говорится , лучше
перебдеть, чем недобдеть.
31 декабря 19…года облизываясь и повизгивая от предвкушения праздника
экипаж собрался на корабле. Стояли мы тогда в Оленьей губе, километрах в
пятнадцати от базы. Пока добрались было уже девять утра, покурили,
почесали языком и спустились в прочный корпус. Неторопливо сделали
приборку, получили поздравления командира, наставления старпома и были
милостливо отпущены на двенадцатичасовой автобус. От самой Оленьей автобус
не ходил, надо пешочком добрести до развилки с шоссе, дождаться рейсового
№115, затем «вброситься» в переполненный салон и через полчаса ты дома.
Для декабря погода стояла изумительная. Морозец, ни ветринки, снег хрустит
под ногами. Загляденье! Метеосюрпризов явно не намечалось. Где то к часу я
был дома. Пообедав, мы с супругой включились в предпраздничный марафон.
Кухня, сковородки, кастрюли, подготовка по полной форме. Гостей ждали к
десяти, дел невпроворот, работа кипела!Около четырех в дверь позвонили. К
двери вышла жена.
-Тебя!-по голосу дражайшей половины я понял: что-то случилось.
В прихожей стоял мой сосед по дому старший мичман Мигун с очень
нерадостным выражением лица.
-Штормовая готовность. На корабль Борисыч. Всех.
Хлеще штормовой готовности нет ничего. Я выглянул в окно. Хоть ветерок и
задул, но ураганом не пахло.
-Собирайся Борисыч! Командир уже на борту, так что ловить нечего.
С командиром в вопросах службы шутить не стоило. Могло боком выйти. Я,
матерясь в душе переоделся, пряча глаза от жены. Последние три Новых года
она встречала одна, с сыном. На всякий случай тайком сунул в портфель
фляжку со спиртом. Мало ли, праздник все же! Уже обуваясь сделал попытку
обнадежить жену, что мол все выяснится, ерунда, скоро буду. Она
естественно не поверила, и пообещала оставить на утро остатки праздничного
стола.
До корабля добрались быстро. Построив экипаж командир проверил людей,
долго ходил по пирсу, смотрел на небо, и вполголоса ругался. Отведя душу
командир принял решение.
-Товарищи подводники! Пусть наши метерологи мудаки из мудаков, мы люди
военные. Приказываю: начать ввод ГЭУ. НЕ СПЕША! Я попытаюсь связаться с
штабом.
При штормовой готовности команд сверху не надо. Заводить установку, и
ждать сигнала на выход в море, чтобы не дай бог, ветер не выкинул лодку на
камни. Ввод начался. Медленно, по инструкции провели функциональную
проверку аппаратуры, так же медленно начали комплексную проверку систем и
механизмов. Тянули как могли. А часы тикали. Штаб стыдливо молчал. Только
оперативный дежурный СФ сообщал по ВЧ металлическим голосом о приближении
Содома и Гоморры и прочих вселенских бедствий, чуть ли не в галактическом
масштабе. Около девяти от безвыходности потянули решетки реактора. Пути к
отступлению постепенно отрезались. В центральном посту зам начал наезжать
на интенданта, требуя накрыть новогодний ужин на весь экипаж. Интендант
вяло и неуверенно отбивался, поглядывая на угрюмо молчавшего командира.
На МКУМ к счастью взобраться не успели. Береговые братья из
гидрометеослужбы флота протрезвели, и по всей видимости осознали, что
шутка зашла далеко ,можно и по морде получить. За двадцать минут каркающий
голос оперативного снизил ветер до первого, затем второго, и остановился
на «Ветре-3». Корабль замер в ожидании команды «фас».
-Внимание экипажу! Московское время 22часа 29 минут. .Поздравляю всех с
наступающим Новым годом! Разрешаю сход на берег. Кто не успеет-я не
виноват! Механикам матчасть в исходное и тоже свободны. Командир.
Сход офицеров и мичманов напоминал приступ острого поноса. Из рубочного
люка выскакивали по трое, тогда как в обычной обстановке и одному тесно.
Вереница черных шинелей стремительно унеслась в темноту. Шанс успеть на
последний автобус еще оставался.
Шестерка механических офицеров стартанула минут через двадцать после всех.
Механик кавторанг Епифанов, комдив раз «майор» Тишин, два каплея: я с
напарником Белошейкиным и два мичмана, электрик Мигун и турбинист Таращак.
Когда наша компания доплелась до развилки, остановка пустовала. Наши на
автобус успели. Закурили, на дороге было темно и тихо. За двадцать минут
мимо пронеслись лишь парочка битком набитых легковушек и больше ничего.
Когда часы показали половину двенадцатого, Епифанов как старший по
возрасту и званию постановил:
-Дело кисляк! Если через десять минут не будет машины, начинаем
праздновать. У всех есть?
Получив пять утвердительных кивков Епифанов снова закурил и повернулся к
трассе. Конечно можно было вернуться на «пароход»,залезть в каюту и с горя
упиться там. Но возвращаться… Секунд через двадцать на дороге показались
огни. Судя по звуку двигателя ехал грузовик. Понимая что едет последняя
надежда, мы встали поперек дороги строем.
Сбивать людей в форме шофер не захотел и тормознул. В кабине он сидел с
женой и дочкой, тоже спешил, нервничал, и опустив стекло с укоризной
сказал:
-Мужики, обалдели что ли, Новый год на носу, а вы под колеса лезете!
Епифанов подошел к кабине, козырнул и представился:
-Капитан 2 ранга Епифанов. Куда следуете?
Своим богатырским видом, сединой и гренадерскими усами механик невольно
внушал уважение.
-В Гаджиевку, домой. А вы то что посередь дороги гуляете в такое время?
Водку пить пора!
Механик куснул ус, затянулся.
-Служба. Меня с пятерыми орлами до Гаджиево кинешь?
Водила зашелся в хохоте.
-Командир, ты хоть посмотрел на мою тачку? Марина взгляни на этих
хохмачей. Сейчас помру!
Тут обнаружилось то, на что захваченные переговорами мы внимания не
обратили. Машина была мусоровозом. Шесть баков для мусора и кран для
подъема. Все. Просмеявшийся водитель пояснил:
-Они пустые, все. Хотите, в них прыгайте. Больше некуда.
В мусорных баках никто из нас еще не путешествовал. Да и не собирался. Все
приуныли. Домой хотелось. В бак нет. Шофер взглянул на часы.
-Так подводники. Через минуту газую. Решайтесь. Времени в обрез.
Мы дружно безмолвствовали. Сказать было нечего. Молчание начало
затягиваться, когда Епифанов выдал речь чеканя слово за словом.
-Я на флоте четверть века. Сидеть в бачке для отходов не заслужил. Но и
праздник встречать на дороге тоже! Кто брезгливый-оставайтесь. Подводник в
мусорном баке– это символ эпохи! По коням!
Брезгливых не нашлось. Полезли все. Расположились как в табеле о рангах:
первые два бачка-механик с комдивом, вторые мы, третьи-мичмана. Мини
служебная лестница, простите мусорница. Шофер оторопело смотрел на шесть
голов с кокардами торчащими из баков.
-Ну даете! Уши у шапок опустите, с ветерком поедем!
Уши опустили. Механик даже успел вытащить из кармана флягу, отхлебнуть и
пустить по кругу. Машина тронулась. Наверно это правда был символ.
Полярная ночь. Звезды. По идеально пустой дороге летит в никуда
дребезжаший мусоровоз. В мусорных баках элита флота-
подводники-атомоходчики передают друг другу емкость со спиртом. Романтика.
Шофер не обманул. Летели как из ружья. На КПП Гаджиево тормознули без пяти
двенадцать. Не сомневаюсь, что мичман-контроллер до сих пор вспоминает,
как в новогоднюю ночь из мусоровоза десантировались мичмана и офицеры
немалых званий. Правды ради скажу: баки так заледенили, что никто из нас
практически не испачкался. По крайней мере внешне.
Дверь домой я открыл задыхаясь от бега без одной минуты. Дальше, надеюсь
ясно без слов. Как пьют и закусывают на Новый год знает любой. Праздник
для всех одинаков. Но вот дорога на праздник у каждого своя…
|
|
|