| Главная | О КлубеНовости | Гостевая | Ссылки | Киоск | Разное

   

 

     
 

Страницы истории

   
       
       

 

Главная > Разное >> Страницы истории >>> Посвящается 100-летию подводных сил России

   

 

     
       
 
Посвящается 100-летию подводных сил России
   
 

 

 
Бочков Владимир Викторович
Капитан 2 ранга запаса
Смирнов Сергей Алексеевич
Заместитель главного инженера ЦКБ МТ «Рубин»
Урусов Руслан Алимович
Зам. начальника ГЭСК ЦКБ МТ «Рубин»
   
 

Российские подводные лодки. В 2006 году они отметят свой вековой юбилей. Чем отмечены эти годы? Атака крейсера «Гебен» подводной лодкой «Морж» под командованием лейтенанта В.Н. Погорецкого 1 ноября 1916 г. у Босфора и знаменитая атака лайнера «В. Густлов» 30 января 1945 года к северо-западу от Данцигской бухты ПЛ «С-13» под командой капитана 3 ранга А.И. Маринеско. Гибель лейтенанта А.Н. Черкасова и 23 нижних чинов на ПЛ «Дельфин» 16 июня 1904 г. и катастрофа ПЛ «Курск» 12 августа 2000 г. Первые шаги в организации подводного плавания контр­адмирала Э.Н. Щенсновича, жаль, что первому русскому адмиралу-подводнику, герою Порт-Артура, просто талантливому человеку, не нашлось даже строчки в Военно-морском энциклопедическом словаре. Великолепные конструкторские и технологические решения, незнающее аналогов подводное оружие, самоотверженный труд инженеров и рабочих при создании атомного ракетоносного океанского флота под руководством Адмирала Флота Советского Союза С.Г. Горшкова. Поход ПЛ «С-56» под командой капитан-лейтенанта Г.И. Щедрина с Дальнего Востока на Север в годы Великой Отечественной войны и групповой переход подводных лодок «К-116», «К-133» под руководством контр-адмирала А.И. Сорокина с Северного флота на Тихоокеанский проливом Дрейка в 1966 году. Изнуряющие автономки и всплытия на Северном полюсе, переход в 1917 из Средиземного в Белое море ПЛ «Святой Георгий» под командой лейтенанта И.И. Ризнича. Первый в мире запуск искусственного спутника Земли из-под воды подводным крейсером «Новомосковск» под командованием капитана 2 ранга А.А. Моисеева в 1998 и досадная осечка пусков ракет в 2004. Рекорды глубины погружения, подводной скорости и переходы Северным морским путем. Решительный залп капитана 3 ранга Н.А. Лунина с ПЛ «К-21» по линкору «Тирпиц» и практический провал Подводной войны в Финскую кампанию. Подвиги лейтенанта Б. Корчилова и матроса А. Преминина, предотвративших ядерные катастрофы.

Несмотря на все трудности становления и развития подводного дела, поддержания его на современном уровне наша страна держит лидерство в этой сложнейшей отрасли кораблестроения и военной науки.

Главное же - это люди, влюбленные в подводные лодки и их оружие, скромно и честно не жалевшие и не жалеющие времени, здоровья и жизни для защиты своей Родины. Увы, никто точно не скажет, сколько навсегда осталось на боевых постах своих кораблей на дне моря российских подводников, сколько их скончалось на берегу от последствий пожаров, взрывов, радиационных катастроф.

И все таки почему XXI век - век 100-летия подводного Флота России, ведь корни создания подводных лодок в нашей стране уходят в век XIX и даже XVIII. Это и потаенное судно Е.П. Никонова и лодка К.А. Шильдера и первые лодки С.К. Джевецкого.

Как и многие реальные события, удаляющиеся от нас в глубину лет, установление даты рождения - 6 марта (по старому стилю) 1906 года, как точки отсчета истории Российского Подводного Флота, тоже переросло в легенду. В прессе, на Интернет-сайтах и даже в солидных исторических изданиях тиражируется фраза «Указом царя Николая II ...». Но опубликованным его, увы, никто не встречал. В преддверии 100-летнего юбилея захотелось узнать - был ли все-таки Указ Николая II? Поиск привел к интересному результату.

Разумеется, в первую очередь помог журнал «Морской сборник». В №3 за 1906 год опубликован Приказ №52 от 11 марта (по старому стилю) 1906 года, но в разделе «Приказы по морскому ведомству», а не в «Высочайших рескриптах» или «Высочайших приказах». Да и бросалась в глаза фраза - «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ въ 6-й день Марта сего года. Высочайше повелъть соизволилъ». Пришлось обратиться к «Собранию узаконений, постановлений и других распоряжений по Морскому ведомству» 1906 года, он вполне доступен и в Российской национальной библиотеке. Однако и непосредственно в оригинальном тексте приказа никаких ссылок на Указ царя не оказалось. Хотя отдельные приказы по Морскому ведомству, с примечанием «По законодательной части» или «По законодательной части ГМШ», имели на обороте Указ самодержца. Из приказов и циркуляров о личном составе чинов Морского ведомства удалось узнать, что Николай II 6 марта (по старому стилю) 1906 г. был в Царском селе.

Потребовалось уточнить - как же производилось утверждение документов различных министерств царем 100 лет назад? Многие исторические публикации говорят одно - политику деятельности ведомств определял сам царь в ходе совещаний с отдельными министрами, которые лишь скрепляли своими подписями указания царя и утвержденные им проекты документов, управление было громоздко и неповоротливо, объединенного правительства практически не было. Некоторые доклады царем просматривались и визировались, другие утверждались устно. За царской подписью оформлялись лишь Именные Высочайшие Указы и то, что должно было войти в Свод законов Российской Империи. За 5, 6, 7 марта 1906 г. такие документы найти оказалось несложно.

Параллельно, в воспоминаниях академика А.Н. Крылова, нашелся суровый и беспристрастный анализ организации управления флотом и Морским ведомством начала XX века и, практически на поверхности, лежала подсказка - «Доклад Морского министра царю бывал по понедельникам». Календари подтвердили - 6 марта (по старому стилю) 1906 года - понедельник.

Не обойтись без небольшого исторического обзора: по представлению Морского Технического Комитета от 19 декабря 1900 года образована Морским министерством, для разработки проекта подводной лодки, комиссия в составе ИГ. Бубнова, И.С. Горюнова, М.Н. Беклемишева. Постройка на Балтийском заводе и испытания первой боевой подводной лодки «Дельфин» (миноносец №150) были успешно завершены в 1903 г.. В 1904 г. Временно заведующим подводным плаванием становится капитан 2 ранга М.Н. Беклемишев, он по праву - первый командир первой русской боевой подводной лодки. Председатель комиссии по подводным лодкам контр-адмирал Э.Н. Щенснович 16 марта 1905 г. докладывает свои соображения Морскому министру. С 1905 г. контр-адмирал Э.Н. Щенснович становится Заведующим подводным плаванием. Высочайше утверждаются в 1905 году Правила о служебных правах служащих в командах подводных лодок. 1 сентября 1905 года под председательством Морского министра проведено совещание по вопросу о подводных лодках и организации отрядов из них и школ для обучения личного состава. Все это, конечно, было крупными вехами в создании подводного флота, но стоит так же вспомнить, что происходило в стране в эти дни - 6 марта (по старому стилю) 1906 г. на о. Березань, приведен в исполнение смертный приговор руководителям Севастопольского восстания 1905 г: лейтенанту П. Шмидту, комендору Н. Антоненко, кондуктору С. Частнику, машинисту 2-й статьи А. Гладкову; шла головокружительная суета вокруг Государственной Думы.

До подводного флота было ли царю? Получить доступ в Российский государственный исторический архив, для поиска сложно, но доброжелательность и терпеливость к неопытным исследователям работников Российского государственного архива ВМФ помогла решить эту задачу. Дело Морского министерства «Высочайшие повеления, рескрипты и указы» за 1906 год последний раз выдавалось для изготовления микрофильма в 1968 году. И вот, среди прочих раритетных документов, нашелся доклад Морского министра вице-адмирала А.А. Бирилева датированный 6 марта (по старому стилю) 1906 года (документ публикуется ВПЕРВЫЕ). В Царском селе Императору доложено о необходимости внесения в «Высочайше установленную въ 30-й день Декабря 1891 года классификацию судовъ военнаго флота» разряда подводных лодок. На что получено высочайшее соизволение царя и по результатам доклада 11 марта (по старому стилю) 1906 года издан Приказ по морскому ведомству. Сразу стало ясно - Указа Николая II не было, лишь устное «Высочайшее соизволение», а подпись Морского министра под этой фразой открыла Российским подводным лодкам путь в просторы мировой истории.

Вот так спокойно и по деловому, без суеты все и произошло, так, как обычно и делается всегда на Флоте.

Подводные лодки с этого дня стали самостоятельным классом кораблей Российского флота - классом кораблей которыми, благодаря усилиям создававших и создающих их, служивших и служащих на них людей, страна, не смотря ни на что, может гордится вот уже сто лет. И вполне обоснованно, что в соответствии с Приказом Главнокомандующего ВМФ с 1996 года День моряка Подводника и День создания подводных сил Российского Флота отмечается 19 марта (по новому стилю) - в день включения с 1906 года подводных лодок в классификацию судов военного флота.

Надеемся, наше скромное исследование помогло приоткрыть еще одну страничку истории Подводных Сил России в его столетний юбилей, и теперь будет звучать исторически взвешенная фраза - «С Высочайшего соизволения...»!

 

При подготовке статьи использовались материалы РГА ВМФ.

 

   
       
       
       

 

     
       
       
       
       

< назад

| Главная | О КлубеНовости | Гостевая | Ссылки | Киоск | Разное

   
 

 

   
 

© 2005 Copyright  Санкт-Петербургский Клуб Моряков-подводников

   
   

 

   
Сайт управляется системой uCoz