| Главная | О Клубе | Новости | Ссылки | Киоск | Гостевая | Форум | Разное | |
||||
|
||||
|
Главная > Разное >> Рассказы бывалых >>> К-27- атомная бомба замедленного действия |
|||
|
||||
К-27- АТОМНАЯ БОМБА ЗАМЕДЛЯННОГО ДЕЙСТВИЯ |
||||
Вячеслав Мазуренко |
||||
Посвящается спецтрюмным АПЛ К-27, погибшим при ядерной аварии на ней и всем ушедшим после аварии.
Сегодня трудно найти человека, который бы не знал о той большой трагедии, которая случилась в апреле 1986году на атомной электростанции в г.Чернобыле. Но широко ли знает наша общественность о ядерных авариях, которые происходили еще за долго до Чернобыля? Думаю нет. Речь идет о ядерных катастрофах на советских атомных подводных лодках первого поколения. Десятки моряков погибали, сотни получали большие дозы облучения и становились инвалидами , но об этом тогда сообщать было не принято. Под грифом «совершенно секретно» скрывали все. И в первую очередь свою некомпетентность, расхлябанность, страх перед наказанием. Чины из высших эшелонов власти покрывали свою преступность, а наказывали, как всегда, «стрелочника». Об одной из ядерных аварий, а также об уникальной подводной лодке того времени, я и хочу рассказать. Полных данных о проекте атомной лодке К-27 и сегодня спустя десятилетия трудно получить в архиве. Работы над ней в 50-х годах прошлого столетия , велись под покровом глубочайшей секретности. Что же это был за корабль? На атомной подводной лодке К-27 (645 пр.) впервые в мире был установлен реактор с жидким металлом. Вот его и пришлось испытывать экипажу корабля. Новое, как говорят, всегда неизведанное. Применение жидкометалического теплоносителя (ЖМТ) в реакторе давало ряд преимуществ перед водо-водянными реакторами. В частности, если водо-водяные реакторы требовали в первом контуре для полноценного отвода тепла от активной зоны давление 150-200 атм., то реакторам, которые были установлены на К-27-всего 12 атм. Это способствовало большей надежности систем и механизмов. Ведь не каждая труба выдержит 200 атм! Были и другие достоинства К-27 перед атомными подводными лодками, на которых устанавливались водо-водянные реакторы. Атомоходы созданы для ведения боевых действий на случай войны. Так вот атомной подводной лодке К-27 достаточно было 15-20 минут, чтобы отойти от пирса и скрыться под водой, в то время как АПЛ с водо-водянными реакторами для этого понадобится 2-3 часа! При современных средствах наблюдения со стороны противника этого вполне достаточно чтобы уничтожить место стоянки атомохода. Особенность конструкции АПЛ позволяло ей всплывать с глубины до 100 метров при затоплении любого из отсеков. Реакторы на атомоходе были размещены ближе к носовой части. Это улучшало ходовые характеристики лодки, но одновременно ухудшало радиационную обстановку в центральном отсеке, где находилось командование корабля. АПЛ К-27 имела девять отсеков. Торпедный, аккумуляторный и жилой, центральный, реакторный, турбогенераторный (где имел честь нести вахту автор),турбинный, электродвигательный и жилой (там же холодильники), жилой (в нем размещались рулевые машины). На атомной лодке легкий корпус был изготовлен из маломагнитной стали. Это также было впервые применено на К-27. 1 апреля 1963 года лодка была спущена на воду , и принята состав ВМФ СССР в октябре т.г. За время заводских испытаний лодка прошла около 6000 миль, более 600 часов под водой. Испытанию подвергался не только реактор, но и все узлы и механизмы. Поначалу все проходило нормально. Как у нас привыкли делали все быстрее, быстрее, чтобы рапортовать об успешном выполнении поставленных задач. Но первый звонок, то что ядерный реактор с жидким теплоносителем имеет свои технические недостатки прозвучал еще в 1959 году на стенде в г.Обнинске, в центре обучения подводников. Тогда в трубопроводе, по которому курсировал жидкий металл, нарушилась герметичность, образовались микротрещины. При соприкосновении с внешней средой, металл стал окисляться, в итоге система оказалась зашлакована. Морякам, а это были первые члены экипажа К-27, которые прибыли сюда на учебу, ничего не оставалось как в ручную демонтировать механизмы, при этом каждый из них получили огромную дозу облучения. Часть из моряков были помещены в госпиталь, потом по тихому списаны на гражданку. На руки никто из них не получил никаких документов. Они дали подписку на 25 лет о неразглашении того, что с ними случились. Так молча и уходили из жизни, не зная от чего. Экипажу, тогда в Обнинске, пришлось дважды на себе испытать что такое радиационное облучении . И тем не менее атомная лодка была построена и сдана флоту. Вот только вместо троих запланированных атомных лодок данного проекта (645), построили одну-К-27. Кроме все этого, были и другие серозные недостатки, что грозило или могло грозить не только облучению всего экипажа, но даже гибелью корабля. Это применения на лодке легкого корпуса из маломагнитной стали. Походы в Атлантику и Средиземное море, показали, что эта сталь обладала низкой прочностью, подвергалась коррозии, а это приводило к трещинам в корпусе АПЛ. К-27 отличалась слишком высокой шумностью, намного выше, чем не только у лодок вероятного противника американских, но и многих других советских лодок. И все таки больше всего проблем экипажу, строителям и ученным доставлял реактор, который был установлен на атомной подводной лодке. .Спор о том строить ли атомоходы с ядерным реактором ЖМТ, и отдать ли им преимущество, принял острый характер после того как экипаж под командованием Гуляева Иван Ивановича совершил испытательный поход в Атлантику ( 1964 ) на 52 суток. Без всплытия! Это был Мировой рекорд на то время. По одну сторону шла речь об очень высокой стоимости строительства корабля , его содержания, сложность и опасность эксплуатации экипажем. По вторую – о преимуществах лодок с реактором ЖМТ. Я уже писал, что аварии, которые случались на ядерном реакторе во время походов и при ее строительстве не принимались во внимание. Хотя при этом десятки и десятки моряков- подводников из числа матросов , старшин и офицеров теряли свое здоровье Точку в этом споре поставила ядерная авария 24 мая 1968года.И тем не менее! Чтобы закрыть полностью этот проект, в СССР будет в последствии еще создано семь атомных лодок с ядерным реактором ЖМТ! (пл 705 и 705К проектов – прим. ред.) Это действительно были уникальные лодки! Во время войны им не было бы цены! Но и их постигла печальная участь, все они на сегодняшний день выведены из состава российского флота и ждут своей очереди на утилитизацию. Печальный опыт атомной лодки К-27 к великому сожалению ничему не научил тех, кто не считался с материальными затратами на строительство этих кораблей, ни со смертью моряков из экипажа АПЛ К-27, с сотнями облученных, которых выбросили на гражданку, получив от них расписку молчать и молча умирать. . Хочу отметить, что американцы также вели работу в данном направлении. На одной из подводных лодок «Си-Вулф», они также установили реактор с жидкометалическим теплоносителем, в отличии от нашего, там применили (натрий) у нас (свинец и висмут) Испытание у них проходило тяжело., произошел пожар. После тщательного расследования американцы приняли решения отказаться от этого проекта. Ради безопасности самих подводников и из-за большой дороговизны. В Советском Союзе никто народных денег не считал, здесь решили продолжать работу над применением на атомных лодках ядерного реактора с жидкометаллическим теплоносителем и строительстве других лодок нового типа - 705 проекта. На частые аварии реактора, установленном на К-27, никто не обращал внимания, вернее, считали не слишком их серозными и опасными для подводников. Жизнь и здоровье людей мало интересовало Власть! Человек всегда для Системы был винтик, который можно поменять с наименьшими затратами для самой Системы. За пять лет своего пребывания в составе Военно-Морского Флота, атомная лодка К-27 совершила два боевых похода. Первый - испытательный в Южную Атлантику, который продолжался свыше 52 суток. Там снова произошла серозная авария с реактором, и только благодаря спецтрюмным и лично капитану 3-го ранга Шпакову А.В, экипаж не получил большие дозы облучения. О радиоактивных распадах никто не говорил, да на них и никто не обращал внимание. Второй поход К-27 совершила в 1965 году в Средиземное море. Этот поход продолжался 60 суток. И снова авария в реакторном отсеке. И снова пришлось ее устранять морякам-спецтрюмным (тем, кто обслуживал ректор). Грише Раину, Васе Осюкову и молодому старлею Домбровскому Владу, который в этом походе был командир реакторного отсека. А лишились ребята награды только из-за того , что Влад Домбровский носил бороду! На требование старшего похода Михайловского А.П. сбрить бороду, потому что ее носят только кретины, командир реакторного отсека ответил будущему полному адмиралу, - а как же быть тогда с Владимиром Лениным? От такого ответа, старший потерял дар речи, и единственное что мог ответить- уйти с его глаз и больше ему до конца похода не попадаться! Но, как горят в народе, сколько веревочке не виться, все равно конец будет тому или иному событию. Так произошло и нашим кораблем. После двух походов, лодка стала на ремонт в г. Северодвинске. В начале 1967 года на ней заменили активную зону в реакторах. Как говорят – атомное горючее. Летом снова заводские, глубоководные испытания. Сегодня в ряде воспоминаний некоторые адмиралы пишут, что уникальная операция по загрузке ядерного топлива на АПЛ К-27 прошла идеально. Может быть и идеально, только в результате этого , акватория причала где мы стояли, так и сама лодка от первого до девятого отсека была загажена радиоактивной грязью, от которой мы так до конца своей службы и не очистились. В сентябре 1967года экипаж загрузившись провизией, был готов к своему третьему боевому походу, на этот раз задача была совершить подводное плавание округ земного шара без всплытия на поверхность. Предстояло испытать реактор в различных широтах мирового океана, при различных температурах, ну и собрать разведданные о противнике, о его базах . Прибыв на постоянное место базирование в Гремиху, корабль через пару дней снова вышел в море. Надо было сдать задачи, провести торпедные стрельбы, вернувшись на несколько дней в базу, и в поход. 13 октября 1967 года находясь очередной раз в море , произошла снова авария на ядерном реакторе. С контура вылился свинец. Лодка возвратилась в базу. Спецтрюмные приступили к уборке радиоактивного сплава. Надо было найти причину аварии . Все это в первую очередь ложилось на плечи команды реакторного отсека (реактор находился в 4-м отсеке) спецтрюмных 1-го и 2-го экипажей, командирами отсека в то время были инженеры капитан-лейтенанты Агафонов Геннадий Александрович(ныне капитан 2-го ранга) и Домбровский Владислав Владимирович (ныне капитан 3-го ранга) Подводники знают какая стесненность в отсеках, как тяжело бывает добраться до того или иного узла, чтобы устранить неполадки. Выдалбливать свинец спецтрюмным приходилось вручную с зубилом и молотком в руках. Мало того, что он был радиоактивный, к этому надо добавить еще большую температуру, которая была в отсеке, в районе разлива свинца. Это был просто АД! Защиты у ребят от радиоактивного воздействия не было никакой. Просто установили - работать не более 5-ти минут! Командир корабля Леонов П.Ф. и командир БЧ-5 Иванов А.А. понимали, что команда спецтрюмных, если и справится со своим заданием, то будет практически потеряна для экипажа. Ее врачи будут вынуждены в дальнейшем не допустить служить на лодке, из-за получения радиоактивной дозы превышающую ту, которая устанавливалась нам на год. А это значит - срыв боевой службы ! Конечно этого никто не мог допустить. Система, в которой мы жили и служили была жесткая. Жизнь, здоровье моряков-подводников была для Системы второстепенной! Иногда под высокими словами и лозунгами о защите социалистического государства, скрывались амбиции политиков и военных высокопоставленных чинов! Тогда командир Леонов П.Ф. построил экипаж, и обратился к нему с просьбой - помочь спецтрюмным! Объявил - дело это добровольное! Все моряки, стоящие тогда в строю (это около 100 человек) сделали шаг вперед! Металл был убран, но без потерь не обошлось. Врачи запретили выход в море, а значит и в предстоящий боевой поход, спецтрюмным старшинам Литвиненко Феликсу и Ращупкину Валентину. Не думаю, что меньше набрались ренген и остальные ребята из этой команды- Витя Гриценко, Коля Лагунов, Саша Петров, Валя Куликов, Женя Дурденко, те же командиры отсеков- Геннадий Агафонов и Влад Домбровский. Они остались в команде, но пройдет немного времени и этим ребятам придется принять на себя первыми весь удар ядерной аварии, которая случится на реакторе 24 мая 1968 года в Баренцевом море. Они, как и остальные мои сослуживцы сделали все, чтобы Мировой Чернобыль не произошел на 18 лет раньше. Вот только возможно организм ребят-спецтрюмных был наверно уже ослаблен, когда они долбали несколько суток радиоактивный свинец в отсеке тогда в октябре 1967года! 21мая 1968 года несмотря на предупреждения моряков-подводников в, частности спецтрюмных и ряда офицеров (а кому как не им знать об этом),что реактор не готов к выходу в море, командование дивизии обязало в приказном порядке командира корабля выйти в море! И случилось то, что должно случится. 24 мая 1968 в 11:35 на К-27 произошла ядерная авария. Авария в результате, которой облучились 144 члена экипажа, впоследствии пятеро моряков, из них четверо спецтрюмных (Виктор Гриценко, Александр Петров, Вадим Куликов, Николай Воевода), умрут в страшных муках в госпитале. В районе реакторного отсека через сутки после ядерной аварии погибнет Иван Пономаренко. Получив свыше 1700 рентген выживет Николай Логунов. Более половина экипажа ушла из жизни за эти 36 лет Средний возраст умерших был не более 50-лет! Десятки стали инвалидами. Многие и до настоящего времени не имеют никаких социальных льгот от государства. Их просто сегодня стараются не замечать и забыть. А ведь атомоход К-27, это не только был опытный образец для военного флота и науки. Этот корабль дал той стране, которой он служил и защищал- ЧЕТЫРЕХ Героев Советского Союза, семь адмиралов, и десятки докторов и кандидатов наук. Но это так к слову. К этому добавить наверно следует десятки академиков, профессоров и кандидатов медицинских наук, которые получили материалы для диссертаций и звания при лечении нас и экипажах К-19, К-8 в госпиталях. Вот только почему то весь этот опыт не был ими задействован при ядерной аварии на ЧАЭС! Дальнейшая судьба АПЛ К-27 столь же несчастна, как и судьба её экипажа. После аварии она еще 13 лет простояла у пирса, первоначально в Гремихе, потом в Северодвинске. Сначала, как всегда у нас бывает, никто не знал что с ней делать. Но это была боевая атомная подводная лодка, там были реакторы с активной зоной. Значит требовалось обеспечить её живучесть. Для этого к ней пришвартовали судно берегового обеспечения, который в течении 13 лет подавал на атомоход пар от своих котлов, обогревая системы ее жизнеобеспечения. И это все также благодаря морякам-подводникам - офицерам Агафонову Г.А, Ткаченко В.Ф, Тимонину В, мичманам Литвиненко Ф, Набоке И. и многим другим , которые не жалея своего здоровья после мая 1968 г. устраняли ядерную аварию на корабле, принимали меры, чтобы радиоактивность не распространялась вне лодки. В январе-феврале 1973г они совместно с ученными провели эксперимент по запуску неповрежденного реактора правого борта. В ходе этого им удалось вывести реактор на мощность 20% от номинальной. Некоторые горячие головы из военного командования обрадовавшись этому, хотели предпринять попытку выхода в море(!) (им же не выходить сидя в кабинете) К-27. Но потом все таки здравый смысл и разъяснение офицеров корабля не дал сделать этого. В августе 1981 года команда в количестве 10 человек во главе с и.о. командира лодки капитаном 2-го ранга Ивановым Алексеем Анатольевичем (хочу отметить что этот офицер пришел на лодку еще когда она строилась в 1958году) и управлении боцманом - мичманом Петуховым Геннадием Александровичем, мичманами Овтиным, Фильшиным В, Кавуном И. и остальными моряками (пусть простят меня за то, что не могу назвать сейчас их фамилии) начали буксировать лодку в Карское море к острову Степовой. Там третьего сентября она была, в нарушении требованиям МАГАТЕ (а кто тогда с этими требованиями считался) затоплена на глубине 33 метра!!!!! Вместо положенных 3000-4000 тыс. метров! Даже тогда мой корабль, которому отдано несколько лет службы, не хотел уходить на дно! Первоначальная попытка его затопить оказалась неудачной. Полузатопленная субмарина встала вертикально, превратившись в гигантский поплавок. Ведь длина корабля была 109 метров, а глубина 33 метра! После многочасовой попытки, лодка медленно, как бы в упрек тем кто ее топил, ,ушла на свой вечный покой. Последним с лодки сошел капитан 2-го ранга Иванов Алексей Анатольевич отдавший ей свыше 23 лет! Он прошел путь от молодого лейтенанта до командира БЧ-5, два боевых похода. Не оставил ее и после аварии. После лечения в госпитале вернулся служить на корабль. А мог бы, как другие, уйти и продолжить службу в более «теплом»месте. По воспоминаниям очевидцев, которые тогда присутствовали при затоплении, её и.о.командира плакал, когда она медленно уходила в небытие. И его можно понять - это были слезы настоящего офицера-подводника, любящего флот и корабль, которому отдал всю свою молодость, все лучшие годы и здоровье! И с которым прощался навсегда! Ну, а атомная подводная лодка К-27 продолжает лежать на дне уже более 24 лет, и никто не может сказать- что будет дальше с ней, с реакторами, с теми сотнями контейнеров загруженных ядерными отходами ? Как они поведут себя ,когда к ним подберется морская вода.
Вячеслав Мазуренко, член экипажа АПЛ К-27
|
||||
|
||||
| Главная | О Клубе | Новости | Ссылки | Киоск | Гостевая | Форум | Разное | |
||||
|
||||
© 2005 Copyright Санкт-Петербургский Клуб Моряков-подводников |
||||
|